>Конвейерный обзор.

от 10 Июля, 2007
(Источник: "Современная АЗС", Июнь 2007)

   Хотя большинство моек на постсоветском пространстве до сих ручного типа, интерес к более технологичной и производительной моечной технике с каждым годом растет.


Автомоечный бизнес характеризуется сезонностью: весной и осенью спрос на услуги возрастает, а летом и зимой - падает. В периоды пикового спроса иногда даже возле портальных автомоек, чья производительность ограничена 25 автомобилями в час, выстраиваются очереди. А очередь означает прибыль, которая уедет к конкурентам. Установка нескольких порталов вместо одного положение не спасает. Поэтому в последнее время в СНГ все популярнее становятся конвейерные автомоечные комплексы. Стоят они в два-три раза дороже порталов, но при этом обеспечивают в пять-шесть раз большую производительность.
Конечно, установка высокопроизводительного автомоечного оборудования, способного обслуживать, в среднем, 60-80 автомобилей в час, оправданна лишь при очень плотном транспортном потоке. Для АЗС неплохим показателем считается заправка 5-7% проходящего мимо потока, в случае с мойкой эта доля еще меньше. Поэтому неудивительно, что достичь полной загрузки высокопроизводительного моечного оборудования очень сложно. Впрочем, как утверждают эксперты, и при обслуживании 50-70 автомобилей в сутки владелец высокопроизводительной мойки в убытке не останется.

Высокопроизводительные мойки

   К высокопроизводительному оборудованию относятся мойки конвейерного и тоннельного типа, способные обслуживать от 30 автомобилей в час. На автозаправочных станциях, да и вообще в странах бывшего Союза данное оборудование до сих пор большая редкость. Хотя увеличение его количества на отечественных дорогах не исключено, ведь, например, в Европе автомоечные конвейеры (тоннели) занимают около 15%, а в США - 20% рынка.
Основные достоинства высокопроизводительных моек:
- высокая скорость обслуживания;
- экономичность;
- широкий выбор программ мытья;
- высокая доходность бизнеса.
   Основные недостатки высокопроизводительных моек:
- высокая стоимость оборудования;
- большая площадь (протяженность) моечного комплекса;
- большие эксплуатационные расходы.

   Высокопроизводительная мойка - это целый комплекс, собранный под конкретные требования клиента. Конструктивно тоннели (конвейеры) отличаются от других автоматических моек тем, что обслуживаемые автомобили перемещаются вдоль щеток (арок с оборудованием) - самостоятельно или по конвейерной ленте. (На портальных и ручных мойках машина стоит на месте, а перемещается сам портал/оператор.) Тоннельные (конвейерные) мойки предназначены для обслуживания плотного потока клиентов за относительно короткое время. Конструкция такой техники обеспечивает производительность работы до 160 автомобилей в час. В США есть тоннели еще мощнее, но, по словам экспертов и продавцов высокопроизводительного автомоечного оборудования, загрузить такого монстра даже в Штатах очень сложно, а в отечественных условиях еще нереально.
   Следует отметить, что плюсы высокопроизводительного оборудования превосходят их минусы лишь в том случае, если оно обслуживает от 100 автомобилей в сутки. Чем интенсивнее используется конвейер (тоннель), тем лучше, и не только в плане дохода владельца, но и в плане эксплуатации техники. Ведь высокопроизводительная автомойка создавалась для работы именно в условиях максимальной загрузки. Поэтому главное для владельца такого оборудования - обеспечить загруженность мощностей.

Немного истории
   Пионерами и лидерами по объемам продаж автоматического автомоечного оборудования, в т.ч. тоннелей и конвейеров, считаются американские компании.
   Первое упоминание о мойках конвейерного типа относится к 1914 г.: тогда в Детройте была организована компания The Automobile Laundry (автомобильная прачечная), где автомобиль вручную передвигался от одного мойщика к другому (вариант ручной конвейерной мойки). В 1928 г. появился механический конвейер, который включался и выключался работником мойки. Именно 1928 год и считается временем рождения автоматической мойки конвейерного типа.

   К середине 1940-х гг. в США работали 32 механические автомойки. А в 1946 г. распространение получила полуавтоматическая система с ленточным конвейером, к которому автомобиль крепился ремнем за бампер. Система была оснащена:
- верхним разбрызгивателем воды;
- тремя щетками, управлявшимися вручную;
- воздушной установкой для сушки автомобиля.

   В свое время эти элементы были включены и в конструкцию промышленной автомойки конвейерного типа. Изначально, в 1950-1960-х гг., тоннели (конвейеры) разрабатывались для автопрома, а именно для мытья автомобилей:
- после сборки на заводе;
- в процессе предпродажной подготовки через дилерские центры;
- после использования в прокате (в США и Европе этот бизнес очень развит).
   Бум на высокопроизводительные мойки при АЗС в Штатах пришелся на начало 1970-х. Американские нефтяные компании поняли, что бесплатная помывка автомобиля при заправке до полного бака может значительно увеличить продажи бензина на станции. В результате НК вложили миллионы долларов в создание пристанционных моек, т.н. Drive-Thru, когда машина не тянулась по конвейеру, а проезжала через мойку своим ходом (тоннель). В результате такой бизнесполитики на американских автомойках стали мыться миллионы автомобилей. Эмбарго на арабскую нефть (в середине 1970-х) затормозило развитие независимых или финансируемых нефтяными компаниями бесплатных моек, но "дармовщина" уже приучила американцев к цивилизованному мытью авто, и многие из них оказались готовы платить за данный сервис. Из США конвейеры и тоннели распространились по всему миру, успешно конкурируя с портальным и ручным оборудованием.

Мойки разные бывают
   Высокопроизводительные мойки бывают двух типов:
- тоннельные (туннельные);
- конвейерные.
   Многие наши соотечественники, да и сами продавцы автоматического автомобильного моющего оборудования не проводят различия между тоннелями и конвейерами. Причина такой путаницы в том, что европейцы чаще называют высокопроизводительные мойки тоннельными, а американцы конвейерными. Другое дело, что в них может стоять конвейер (тянущая/толкающая установка) или не стоять. Однако мы считаем классификацию высокопроизводительных моек оправданной. Ведь тоннели и конвейеры - это совершенно разные установки, использующие разные концепции мытья и ориентированные на разные типы автотранспорта.
   В тоннельной автомойке машина самостоятельно движется вдоль щеток, арок нанесения шампуня, сушки и т.д. В конвейерной автомойке машину через арки проходит на конвейере: передняя шина (обычно на стороне водителя) помещается в специальный пояс конвейера, автомобиль ставится на нейтральную скорость, и конвейер планомерно ведет машину через моечные узлы.
   Тоннельная и конвейерная мойки представляют собой комплекс разнесенных механизмов, каждый из которых выполняет определенную функцию. Обслуживание нескольких автомобилей одновременно обеспечивает данным видам моек производительность до 160 и более авто в час. Чем длиннее конвейер (тоннель), тем выше его производительность. При АЗС строятся в основном мини-тоннели для мытья легкового транспорта автомобилей.
   Тоннельные моечные комплексы, рассчитанные на легковые автомобили и, следовательно, работающие при АЗС, как мы уже говорили, большая редкость. В странах же бывшего Союза их, по данным "Современной АЗС", вообще нет. Объясняется это, прежде всего, большой зависимостью качества мытья автомобиля от клиента и сложностью обеспечения стабильно высокого качества и безопасности мытья. Ведь будет автомобиль вымыт или нет, зависит от продолжительности воздействия автохимии на его поверхность, а проконтролировать скорость его движения по тоннелю практически невозможно. Поэтому чаще тоннели оборудуются для обслуживания грузового автотранспорта, который не требует суперкачественного мытья, лишь бы грязь была сбита. Конвейерная же автомойка, благодаря постоянной скорости движения автомобиля по конвейерной ленте, обеспечивает стабильно высокое качество услуги.

Конвейеры делятся...
   Как и автомойки портального типа, высокопроизводительное конвейерные комплексы подразделяются на несколько видов. В деталях мы рассмотрим лишь специфические отличия каждого вида.
Итак, конвейеры делятся:

1. По типу автомобилей (по высоте):
- для легковых автомобилей;
- для легковых автомобилей, джипов и микроавтобусов;

2. По способу воздействия на автомобиль:
- щеточные,
- бесконтактные,
- комбинированные.
   Большинство конвейерных моек щеточные; бесконтактное мытье, обычно, прилагается как опция.

3. По производительности:
- малопроизводительные - 30-60 авто/час;
- среднепроизводительные - 60-80 авто/час;
- высокопроизводительные - 80-160 авто/час;
- сверхпроизводительные - 160 и более авто/час.
Как мы уже говорили, производительность мойки напрямую зависит от ее длины; сверхпроизводительные мойки встречаются очень редко и только в США.

4. По цене (конвейерные мойки для легковых автомобилей):
- дешевые - от 65 тыс. евро;
- средней стоимости - от 95 тыс. евро;
- дорогие - от 200 тыс. евро.
Установить стоимость сверхпроизводительных конвейеров "Современной АЗС", к сожалению, не удалось: отечественный бизнес данным оборудованием, по словам поставщиков автомоек, не интересуется.

Будь готов!
   Кое-что следует рассказать об особенностях эксплуатации высокопроизводительного оборудования. Потенциальные заказчики должны хорошо представлять круг вопросов и задач, с которыми им придется столкнуться при создании и эксплуатации конвейеров.

Во-первых, мощная техника требует соответствующего энергоснабжения: одновременно здесь задействуется больше узлов и агрегатов, чем в портальных мойках. В основу работы конвейерных моек изначально заложена возможность обработки сразу нескольких автомобилей в различных зонах. В то время как первый автомобиль покидает мойку под группой воздушных вентиляторов, второй (энный) только въезжает на конвейер, где начинается обработка химическими реагентами. Следовательно, общее энергопотребление определяется длиной тоннеля, составом оборудования (в т.ч. дополнительного), а также его загрузкой. В любом случае, энергозатраты на конвейерную установку больше, чем на портальную. Нужными мощностями для ввода в эксплуатацию такого энергоемкого оборудования располагает не каждый владелец сервиса или даже АЗС.
Во-вторых, автомойка высокой производительности расходует очень много воды - основного инструмента любого моечного процесса. Помимо ежемесячных затрат на воду, владельцу моечного сервиса нужно позаботиться о системе стоков, к которой в условиях сильной загрязненности отработанной воды взвешенными частицами, нефтепродуктами и прочими веществами, предъявляются серьезные требования. Чтобы обеспечить соответствие сточных вод нормам СанПиН, придется оборудовать мойку качественной (и недешевой) системой очистки и оборотного водоснабжения производительностью не менее 25 т/час.

   Особое внимание при организации конвейерного комплекса следует уделить подбору персонала. Операторы автомойки обязательно должны пройти тренинг (его, как правило, организует поставщик оборудования). Автоматическая высокопроизводительная мойка сложно устроена и требует грамотного обращения с ней. Квалификация работника - это залог не только долгой работы оборудования, но и высокого качества услуги. Ну и, конечно, экономичного расхода реагентов.
   Капиталоемкие хлопоты могут отпугнуть потенциального заказчика от затеи организовать мойку. Однако прежде чем отказаться от нового мощного сервиса, мы бы советовали оценить еще один плюс: помимо обслуживания нескольких клиентов одновременно конвейер может оказывать ряд таких услуг, которые не доступны для менее функционального оборудования.

Например:
- дополнительная обработка поверхности автомобиля специальными реагентами и применение дублирующих щеток для вертикальных и горизонтальных плоскостей кузова дают великолепные результаты в условиях тяжелых загрязнений;
- специальные опции высокого давления на этапе предварительной мойки, исключающие попадание абразивных частиц под щетки (чего так боится обыватель);
- "полное обслуживание", предусматривающее ручную чистку салона автомобиля или другие добавочные услуги (ручную сушку, чистку колес и пр.).
   Комплексный подход в организации технологий по удалению загрязнений - главный козырь конвейерных систем. В конвейерной автомойке, по словам экспертов, как нигде, можно реализовать передовые достижения индустрии чистоты. При этом за счет увеличения пропускной способности себестоимость услуги снижается, и помывка одного авто обходится, в среднем, 0,9 доллара.

Ассортимент
   На рынке СНГ сегодня наиболее широко представлены производители автомоечного оборудования из США и Европы. Самые прочные позиции по продажам конвейерных моек на постсоветском пространстве, как и в случае с порталами, - у европейских производителей. В основном это заслуга компаний WashTec (Германия) и Tammermatic (Финляндия).

Пальма первенства

WashTec
   Лидирует по продажам конвейеров в СНГ компания WashTec. Сегодня по всему миру работает около 1,6 тыс. конвейерных моек данного производителя. (Не путать с общим количеством моек, выпущенных за все время существования компании). В странах бывшего Союза (в России, Украине, Грузии и Казахстане), по данным официального представителя WashTec России, эксплуатируются 22 конвейерные мойки германского производителя.
   Основные преимущества WashTec, отмечает поставщик, - это технология и качество по приемлемой цене. Как утверждает сама WashTec, ее линейка конвейерных моек одна из самых широких на рынке. Конвейерные системы компании по производительности присутствуют практически во всех нишах - от мало- (от 20 авто/час) до высокомощных (до 140 авто/час) моек. По стоимости это оборудование занимает среднюю (от 100 тыс. евро) и высшую ниши (до 400 тыс. евро.), в зависимости от типа мойки и количества опций. Наиболее популярные в России и Европе мойки от WashTec имеют среднюю мощность и, соответственно, цену. Именно соотношение цены и качества, по мнению поставщика, позволило германскому производителю занять до 50% рынка СНГ.

Tammermatic
   На втором место по количеству конвейеров, работающих на территории стран бывшего Союза, - финское оборудование Tammermatic Oy. Первая конвейерная мойка данного производителя в России была пущена в эксплуатацию в Санкт-Петербурге летом 2004 года. Данный моечный комплекс способен обслуживать ежедневно до 700 автомобилей. Общая длина конвейера составляет около 25 м. Минимальная комплектация предусматривает восемь стандартных программ мытья из возможных 32-х. В России моечные конвейеры от Tammermatic зарекомендовали себя исключительно положительно, однако и находятся они если и не в высшей ценовой категории, то, во всяком случае, выше средней. Сегодня в стране работает не менее шести моечных комплексов финского производства.

Мировые лидеры в хвосте

   Бесспорными мировыми лидерами по продажам конвейерных систем являются американские компании. И не только потому, что американцы первые предложили конвейерный способ мытья машин, но и потому, что в Штатах работает наибольшее количество конвейеров, причем всевозможных типов и модификаций. И, в отличие от Европы, где данные автомойки выпускаются больше для того, чтобы представить клиентам максимальную линейку продукции, на Северо-Американском континенте есть фирмы, которые специализируются исключительно на высокомощном оборудовании, в частности:
- Hanna (США), долгое время лидировавшая по объемам продаж и сделавшая себе имя, сотрудничая с крупнейшими мировыми автопроизводителями;
- PECO Carwash Systems (США) - www.pecocarwash.com , специализирующаяся на выпуске бесконтактных конвейерных моек;
- или MacNeil (Канада), сделавшая ставку на навороты и новации.

Hanna
   История компании, долгое время бывшей мировым лидером по продаже высокопроизводительных моек, началась в 1955 г., когда ее основатель Дэн Ханна, по возвращении из отпуска, проведенного в Мексике, где его сильно заинтересовала механическая автомойка, открыл в г. Милвоки (штат Орегон, США) свою первую мойку барабанного типа. Спустя два года на основе этой небольшой мойки была открыта компания. Изначально у компании не было своего производства, и заказы на изготовление новых комплексов размещались у сторонних производителей. К середине 1960-х гг. компания Hanna уже зарекомендовала себя на американском рынке как главный новатор и производитель высококачественного автомоечного оборудования. Дэн Ханна запатентовал несколько изобретений, преобразивших автомойки тоннельного (конвейерного) типа, в частности:
- роликовый конвейер,
- тканевые щетки,
- арку с тремя рядами насадок,
- систему рециркуляции воды.

   В 1966 г. Hanna начала агрессивную маркетинговую политику и уже через год открыла первую мойку за рубежом (в Японии). В 1975 г. инженеры Hanna изобрели автоматические мойщики колес и аппликатор для нанесения воска для полирования.
   В 1980 г. Hanna Industries стала предлагать сотрудничество на условиях франчайзинга. В 1981 г. издание Entrepreneur's magazine поставило данного производителя на второе место среди компаний, предлагающих франшизу, после McDonald's. Успех сопутствовал компании все 19080-е, за этот период был выпущен рекордный объем автомоечного оборудования и разработано невероятное количество маркетинговых программ. К 1988 г. Hanna Industries произвела более 18 тыс. автомоечных комплексов тоннельного (конвейерного) типа, которые разошлись в 56 странах мира. Ежегодные продажи компании превышали 30 млн. долларов. По выпуску и продаже моечного оборудования конвейерного типа в мире Hanna стала компанией №1.
   В 1993 г. Техасская промышленнофинансовая группа произвела слияние двух гигантов: Hanna Industries и Sherman Carwash Company. Новая компания стала называться Hanna-Sherman International, Inc. Объединение дало компаниям возможность активнее развиваться и представлять свои интересы на международном рынке. Hanna начала продвигаться на Дальний Восток (Корея, Китай и Таиланд); появились рынки сбыта и в Восточной Европе; увеличилась доля компании на рынках Германии, Ирландии, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В течение 1990-х Hanna стала наиболее глобальным производителем моечного тоннельного оборудования конвейерного типа.

   Сегодня Hanna Car Wash Systems International имеет больше патентов и торговых марок, чем какой бы то ни было производитель моечного оборудования. За все время своего существования компания выпустила более 30 тыс. высокопроизводительных моечных комплексов.
   Как мы уже отмечали, Hanna создала себе имя, работая с крупными автомобильными концернами. Таких результатов Hanna удалось добиться, как утверждает компания поставщик, представляющая ее продукцию в России, во многом благодаря планомерным инвестициям в научные изыскания. Высококвалифицированные инженеры Hanna постоянно разрабатывают новые технологии и решения в области автомоечного оборудования. Производственные мощности компании, расположившиеся на площади 15 тыс. м.кв., позволяют создавать современные моечные комплексы экстра-класса. Автомойки Hanna никогда не устаревают, поскольку легко модернизируются.
   Стоимость оборудования Hanna варьируется довольно в широких пределах - от 130 до 380 тыс. долларов. Цена конвейера зависит: от пропускной способности:
- на российском рынке компания предлагает оборудование производительностью от 50 до 125 авто/час;
- от типа автомоечного оборудования (контактный, бесконтактный, комбинированный).
По данным "Современной АЗС", в России конвейеров Hanna при АЗС нет, но при крупных автомобильных дилерских центрах работает, как минимум, четыре конвейера.

PECO
   Компания PECO Carwash Systems по типу воздействия на автомобиль выпускает все виды конвейеров.
   Но главный конек PECO - высокомощные бесконтактные мойки: в их производстве у компании нет равных, утверждают эксперты. Более того, "Современной АЗС" довелось слышать от конкурентов PECO Carwash Systems, что никто из других производителей бесконтактные конвейеры нормально не делает. Насколько верна столь лестная оценка конкурентов, судить сложно, но тот факт, что компания входит в число мировых лидеров, уже о многом говорит.

-------------------------
   P.S.
       На нашем сайте вы сможете утвердиться в своем решении о сотрудничестве именно с PECO CAR WASH.
-------------------------

   На рынке СНГ продукция PECO по производительности и стоимости представлена во всех трех основных сегментах. В России работает, по крайней мере, три конвейера данного производителя.

MacNeil
   Мойки MacNeil одни из самых дорогих, но и одни из наиболее совершенных в техническом и эстетическом плане. Например, системы осушки MacNeil помимо прочих достоинств обдувают авто под разными углами. Также компанией запатентован наиболее надежный на сегодня конвейер. Однако у нас MacNeil знают мало, на постсоветском пространстве ее конвейеров, по данным "Со временной АЗС", вообще нет.

Особое внимание
   Отдельно упомянем компанию Sonny's (США), конвейерные мойки которой считаются самыми дешевыми и самыми продаваемыми в мире. Компания сделала ставку на дешевые материалы: например, вместо стального профиля используется алюминиевый, щетки выбираются также подешевле и т.д. "Ну и что, что наш конвейер проработает не 50 лет, как, например у MacNeil, а всего лишь 20-30. Любое оборудование морально устаревает через 15 лет, так зачем излишне вкладываться в его долговечность?" - примерно такова концепция работы компании. Что ж, резон в такой концепции есть, однако российские мойщики, видно, иного мнения, вот и работает у нас лишь один конвейер этого экономного производителя.

Не спеша и не опаздывая
   Кроме упомянутых лидеров продаж моечного оборудования заслуживают внимания и середнячки, выпускающие очень достойную продукцию. Мы расскажем о трех из них.

RYKO
   Транснациональная компания RYKO Manufacturing является одним из крупнейших производителей автоматических комплексов для мытья автотранспорта. Компания имеет собственные производства в Северной Америке и Европе (Италия) и выпускает весь спектр оборудования - от портальных, щеточных и бесконтактных автомоек до сложных комбинированных конвейерных систем. На нашем рынке высокопроизводительных моек RYKO не было в связи с отсутствием у компании до средины 2006 г. официального представителя и большим объемом работ по поддержанию европейского и азиатского рынков.
   В целом, RYKO позиционирует себя как производитель высокотехнологичного, надежного и доступного оборудования. Основное преимущество конвейерного оборудования RYKO, по мнению компании поставщика, - оптимальное соотношение цены и качества. Модельный ряд конвейерного оборудования позволяет RYKO реализовывать современные задачи сервиса, учитывая колоссальное количество нюансов, характерное для реализации крупных проектов.
   По данным "Современной АЗС", в Украине уже работает мойка RYKO, в России нет пока ни одной, однако, как утверждает поставщик, идет работа над проектом высокопроизводительной автомойки в Москве, сейчас завершается подготовка земельного участка.

Ceccato и Istobal Компании
   Ceccato и Istobal - типичные европейцы. В линейках данных производителей нет супермощных моек, они максимально компактны и функциональны и комплектуются в зависимости от пожеланий заказчика. Индивидуальность для Европы прежде всего. Здесь не найдешь клиентов с одинаковыми вкусами и требованиями к оборудованию, здесь нет такого понятия, как американский стандарт. Поэтому, как и в случае с порталами, базовый комплект от Ceccato и Istobal имеет минимальный набор опций. По мнению компаний, это дает клиенту максимальную свободу и в плане комплектации конвейера, и в плане цены. Стоимость базового комплекта невысока, доукомплектация же выводит мойку в среднюю ценовую нишу.
   В России работает, по неуточненным данным, четыре конвейера Ceccato, о действующем оборудовании Istobal "Современной АЗС" ничего не известно.

Рынок СНГ
   Самое серьезное препятствие для конвейеров на их пути в СНГ - чрезмерная, по меркам нашего бизнеса, стоимость и неуверенность инвесторов в возможности интенсивной эксплуатации оборудования.
   Рынок высокопроизводительных автомоек на постсоветском пространстве только-только формируется. Однако за последние несколько лет спрос на данное оборудование, по данным продавцов, значительно возрос. Правда, даже при возросших темпах европейских показателей, не говоря уже об американских, ни в России, ни в других странах бывшего Союза конвейерам в ближайшее лет пять не достичь. В России, по данным "Современной АЗС", работает не более 40 высокопроизводительных моек, а в Украине их и десятка не наберется. При этом продавцы данного оборудования отмечают, что покупки совершаются случайно, серьезного подхода к бизнесу пока что нет.
   Многие из потенциальных заказчиков не верят в возможность загрузки высокопродуктивной автомойки, не понимая, что даже в США ни один конвейер не загружен на 100% сутки напролет. Главное преимущество данного оборудования - обслуживание максимально возможного количества клиентов по максимально широкой программе за минимальное количество времени, т.е. без образования очередей даже в часы пик.
от 10 Июля, 2007
(Источник: "Современная АЗС", Июнь 2007)






   Видео материалы автомоечных систем (автомоек) доступны в разделе "Видео".